Ваш урожай
Назад

Как обработать дерево: 5 способов репортаж с мастер-класса

Опубликовано: 18.03.2020
Время на чтение: 25 мин
0
5

Состаривание, текстурирование древесины — сделать работу своими руками или доверить специалистам?

Натуральная древесина привлекает взгляд своей красивой текстурой. Чередование мягких и твёрдых годичных колец создаёт интересный рисунок с изгибами, волнами, причудливыми сучками, трещинками и червоточинками.

Это поистине креативная текстура создана самой природой ,а наша задача только её подчеркнуть, выявить, сделать осязаемой. все технические процессы, связанные с этим, и называются текстурированием древесины.

Для текстурирования древесины применяют техники браширования, морения, патинирования и вощения.

Браширование, от англ. Brush (щётка) – техника, направленная на усиление древесного рисунка с помощью вычёсывания мягких волокон. Древесина имеет свой специфический текстурный рисунок из-за особенностей нарастания волокнистых слоев.

Браширование древесины – одна из замечательных технологий декоративной отделки изделий из дерева. Метод основан на разнице в твёрдости слоёв, из которых состоит подавляющее большинство массивов дерева. На поперечном срезе любого изделия из дерева чётко виден характерный древесный рисунок, который образован волокнами с различными физическими характеристиками. Одни из них – довольно плотные, другие – менее плотные и довольно легко поддаются обработке.

При удалении слоя мягких волокон, участки, состоящие из твёрдых волокон, становятся рельефными (выпуклыми), явно проступая на поверхности и придавая древесине особенно декоративный вид. В естественных условиях это происходит с течением времени, когда мягкие волокна удаляются по мере эксплуатации изделия.

Браширование позволяет визуально состарить древесину и придать ей фактурность в условиях столярной мастерской. Самый наглядный пример природного браширования – старые доски, выброшенные на берег моря или океана. В них мягкие участки древесины бывают настолько истончены морскими волнами и песком, что более плотные участки могут выступать почти на сантиметр!

Как обработать дерево: 5 способов   репортаж с мастер-класса

Браширование: искусственное состаривание дерева

Такая технология структурирования древесины пригодна для использования в работе с мягкими и твёрдыми породами дерева, у которых есть чётко выраженная фактура и явные слои разной твердости: сосной, дубом, лиственницей, ясенем, орехом, венге. Породы дерева с мелковолокнистой и неявно выраженной структурой для браширования не пригодны, поскольку в них нет нужной слоистости. К таким видам материала относится древесина: бука, клёна, ольхи, тика, берёзы, вишни.

Применение технологии браширования позволяет создавать оригинальные фактуры, которые идеально смотрятся в изделиях для интерьеров разных стилей. Структурированная древесина активно используется при изготовлении полов, мебели, элементов декоративной отделки. Натуральное дерево отлично вписывается в любой дизайн, добавляя в него оригинальные штрихи.

Оборудование для структурирования (браширования) древесины

Браширование является наиболее доступным и простым в исполнении методом, позволяющим достаточно быстро визуально состарить натуральный материал. Осуществить этот процесс можно в домашней мастерской, используя в работе минимум оборудования.

Это одна из немногих технологий, которая позволяет добиться отличного результата, применяя исключительно ручной труд. Для этого понадобятся:

  • металлические щётки разной жёсткости, с помощью которых производится грубое удаление мягких волокон с поверхности заготовки
  • наждачная бумага различной зернистости для черновой шлифовки и финальной полировки
  • морилки и другие средства, для придания древесине максимальной декоративности
  • лак для окончательной обработки изделия по окончании процесса браширования

Чтобы ещё больше упростить работы по структурированию дерева и сделать их значительно более производительными, их можно механизировать. Для этого используются дрели с регулируемой скоростью или специальные машины для браширования. К ним в комплект приобретаются плоские или широкие щётки трех видов: металлические, полимерные с абразивом и сезалевые или волосяные. Соблюдая очередность работ, с применением механизации можно получить безукоризненно выполненные делали для различных изделий.

Технология браширования – поэтапно

1. Выбранную заготовку можно слегка увлажнить, чтобы древесная пыль не разлеталась по помещению. Первый проход осуществляется металлической щёткой, жёсткость которой подбирается в зависимости от твёрдости древесины. «Щетина» не должна повреждать твёрдые волокна материала, но при этом должна успешно удалять мягкие.

Движение инструмента осуществляется по направлению волокон, со скоростью, достаточной для эффективного выскабливания. Повышение скорости вращения щетки может привести к запеканию древесины, поэтому необходимо подбирать оптимальный вариант для каждого образца. При работе ручным инструментом такой проблемы не возникает, но приходится прикладывать большее усилие и затрачивать значительно больше времени на обработку.

2. Сменив насадку на полимерную щетку с нанесенным на нее абразивом, производится первичная шлифовка детали, при которой снимаются шероховатости и обрывки волокон, остающихся на поверхности древесины. Удалив всё лишнее, можно оценить, насколько глубоко и качественно было сделано структурирование, и в случае необходимости – ещё углубить образующиеся бороздки.

3. Финальная полировка производится с применением сизалевой или волосяной щётки, которая придает детали законченный лощёный вид, полностью выявляя всю декоративность фактуры дерева. При ручной обработке используется наждачная бумага самой мелкой зернистости, позволяющая создавать идеально полированную поверхность.

4. Для придания особо декоративного вида деталь может подвергаться покраске, патированию, золочению и другим вариантам отделки. Использование морилки позволит состарить изделие за счёт образования контрастных фактурных рисунков. Обильное нанесение состава с быстрым удалением излишков позволяет прокрасить участки с мягкими волокнами, впитывающими краску, и оставить светлыми участки твёрдых волокон, не успевших поглотить пигмент.

Особенно эффектно смотрится золотая краска, забившаяся при нанесении в микротрещины и углубления на фоне естественной окраски дерева. Такие блики золота придадут изделию оригинальную декоративность. После обработки красящими составами поверхности еще раз полируют, чтобы избавиться от шероховатости, возникшей при покраске.

5. Лакирование производится по полностью просушенному и очищенному дереву. При изготовлении брашированного паркета для вскрытия необходимо использовать специальный паркетный лак, чтобы готовое покрытие могло служить положенный ему срок.

Сфера применения технологии браширования

Доступность и декоративность методики структурирования делают её особенно популярной при изготовлении интерьерных предметов и элементов оформления помещения. Каминные доски, полки, потолочные балки, колонны, стеновые панели, выполненные из состаренной древесины, придают неповторимый антураж гостиным и холлам, а залы ресторанов и клубов наполняют аристократизмом и роскошью.

Использование изделий, изготовленных по технологии браширования, в дизайнерском оформлении интерьеров позволит без труда создавать стильную и неповторимую обстановку в любом помещении.

Нам часто задают вопрос, а можно ли провести искусственное состаривание дерева в обход производственных цехов, своими руками в домашней обстановке. Наш ответ конечно же можно и если Вы располагаете свободным временем, желанием иметь подобные вещи у себя в доме, составы и инструменты, то в этой статье мы расскажем с чего начать и как добиться превосходного результата.

— решили поменять повседневную обстановку на совершенно новый, современный стиль дома; — захотелось иметь в своем доме антикварную вещь, но подлинный антиквариат стоит дорого и не каждому по карману, а с методом состаривания Вы с легкостью «накинете» не один десяток лет, любому предмету; — просто отдается предпочтения в выборе под старину или «ну захотелось так».

Не для кого не секрет, что древесина обладает живой, дышащей поверхностью, способной не забирать, а наоборот отдавать Вам свое тепло, свою энергетику. Это экологически чистый, природный материал. Дерево благоприятствует созданию особого микроклимата, чистоты, покоя и уюта.

По началу давайте разбираться какая древесина подходит под процедуру состаривания искусственным путем. Для того, чтоб эффект от проделанной кропотливой работы действительно поражал своей роскошью и четким узором, необходимо подобрать древесину с четко обозначенной, яркой текстурой. К таким породам деревьев смело относим дуб, сибирскую лиственницу, сосну обычную, а также ясень, ну и, пожалуй, орех. Это самые распространенные и часто используемые виды.

Теперь рассмотрим способы по состариванию древесины. Тут кому что нравится, но хотим предупредить, при проведении работ не пренебрегайте средствами защиты для глаз и кожи, будьте внимательны и осторожны. Не подвергайте свое здоровье и здоровье близких людей опасности.

Как обработать дерево: 5 способов   репортаж с мастер-класса

ТЕКСТУРИРОВАНИЕ или БРОШИРОВКАпожалуй самый широко используемый метод и получивший заслуженное признание. Само слово брашировка своими корнями уходит в далекую Англию, где в переводе означает щетка. Такой вариант обработки чем-то схож и природным увяданием древесины, только не занимает столь большой срок. Такой вариант обработки идеален для представителей хвойных сортов деревьев.

Как обработать дерево

Мастер-класс прошел в шоу-руме студии домашнего текстиля Helgi Home, который в этот вечер был похож скорее на уютную гостиную, чем на мастерскую. Столы были накрыты розовыми скатертями, а инструменты разложены, как приборы для званого ужина.

Как и было обещано, участники освоили пять приемов декорирования дерева: травление, лессировку, состаривание, имитацию металлической и деревянной поверхностей. Рассказываем, как это было.

Травление

Первое, что попробовали сделать участники мастер-класса – протравить дерево морилкой. Это простой, но эффектный способ декорирования дерева: в отличие от краски, пигмент в морилке такой мелкий, что проникает в толщу древесины и создает иллюзию естественного цвета дерева. Кроме того, мягкие и плотные волокна по-разному впитывают пигмент, так что морение подчеркивает фактуру дерева.

Совет. Нужно следить, чтобы на кисточке не было излишка пигмента. Наносить его следует мягкими движениями, «растягивая» цвет по поверхности. Имейте в виду, что кисть от пигмента отмыть будет почти невозможно.

Бонусом к травлению Михаил рассказал собравшимся о брашировании. Суть этого приема состоит в том, что дерево «причёсывают» металлической щеткой, чтобы выбрать мягкие волокна и подчеркнуть фактуру материала. В зависимости от того, насколько агрессивно это делается, получается либо эффект бархатной поверхности, либо фактурный рисунок состаренного, обветренного дерева.

Как обработать дерево: 5 способов   репортаж с мастер-класса

Совет. Чтобы подчеркнуть фактуру брашированной поверхности, наберите на широкую кисть немного светлой или перламутровой краски, снимите излишки о бумагу и легкими быстрыми движениями пройдитесь по поверхности материала. Светлая краска задержится на выступающих волокнах, подчеркнув структуру дерева.

Как сделать браширование, морение, вощение и патинирование дерева (текстурирование)

После всего обрабатываем материал наждачной бумагой(шкуркой) или мягкой щеткой, для удаления приподнятого ворса, пыли и загрязнений, для идеальной гладкости.

При нанесении краски, запаситесь кисточкой, мягкой тканью. Хотим заметить, что при брашировании, лучший результат выдает использование специальных масел для дерева. Нанесли ЛКМ, дали немного впитаться и удалили остатки тряпкой.

ХИМИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ДРЕВЕСИНУ.

При таком методе будьте предельно осторожны, во избежание ожогов глаз и кожи. Прежде всего необходимо обработать заготовки крупной наждачной бумагой. Далее несколько вариантов: — для потемнения поверхности, для приобретения определенного тона и шарма, воспользуемся обычным нашатырным спиртом (дешево исердито) или раствором аммиака.

НО следует учесть, данный раствор воздействует лишь на дубильные вещества, которые и вызывают реакцию потемнения и имеются только у лиственных сортов. — можно поступить следующим образом обрабатываем металлической щеткой поверхность, затем наносим с помощью кисти обычную морилку, даем просохнуть и скрываем под мебельным лаком.

Предлагаем ознакомиться  Как сажать молодые саженцы деревьев

Как обработать дерево: 5 способов   репортаж с мастер-класса

Очень красиво и достойно! — способ состоит в том, что используется морилка, на основе воды, которая после нанесения на дерево, впитывания в слои древесины, успешно вымывается губкой или мягкой тряпкой, но не по всей поверхности, а только с середины и остается яркий, насыщенный контраст, покоряющий уникальностью и неповторимостью.

Это конечно очень сложный химический процесс, но прошедшая такую обработку древесина, полностью имитирует любую антикварную вещь. Весь способ включает в себя процесс выделения высвобожденных пор и волокон от остальной части древесины. И так зачищаем предварительно поверхность доски, после чего наносим средства для патирования, имеются такие в продаже, или пойдем по легкому пути и применим морилку.

Это поэтапный способ. И каждый последующий можно производить только при полном высыхании предыдущего слоя.

Есть очень простой народный способ получить желаемый результат. После предварительной обработки и очистке, поверхность покрывается слоем масла или же нужного цвета краской и не надо ждать, когда слой краски засохнет, берете тряпку, можно большую губку и прочь излишки состава.

ПОКРАСКА БРАШИРОВАННОЙ ДРЕВЕСИНЫ.

Для этих целей займитесь подбором двух составов, с совершенно разными консистенциями и тонами. Более густой краской наносим первый слой и хорошо просушиваем. Затем уже используем жидкую краску. После высыхания Вам потребуется наждачка с мелким абразивом. Результат «на лицо», поверхность напоминает старую, от времени обшарпанную и выцветшую доску. ПРЕЛЕСТНО.

Но технологии не стоят на месте и к Вам в помощь спешит специальный кракелюрный лак, предназначенный для более эффектного состаривания древесины, вплоть до образования трещин и растрескиваний от времени. Это средство необходимо использовать перед всеми другими нанесениями красок, сразу же на очищенную и подготовленную поверхность.

ТЕМПЕРАТУРНОЕ ИЛИ ТЕРМИЧЕСКОЕ СТАРЕНИЕ.

Для удаления мягких волокон, чтоб получить четкую структуру древесины, необходимо обжечь всю поверхность обрабатываемой доски или выбранный определенный участок газовой горелкой. Паяльная лампа выдает неравномерный огонь, что вызывает трудно скрываемые подпалины. Затем для контрастности удаляется нагар. В один слой, при желании, наносится морилка.

Как обработать дерево: 5 способов   репортаж с мастер-класса

Если Вас уже изначально устраивает внешний вид доски, и Вы достигли желаемого результата, аплодисменты Вам, то достаточно покрыть материал бесцветным лаком. Под ним прекрасно видна вся изящность структуры, цвет. И главной целью в использовании лака, служит защита от негативных воздействий. А для придания необходимого цвета, любого, какой понравится, возьмите за основу цветные составы.

Ели у Вас нет опыта с работой газовой горелки или паяльной лампой, то получите соответствующий навык, не портите материал и не причините себе вреда. И запомните с огнем шутки добром не заканчиваются!

И последнее, КАК ВОССТАНОВИТЬ ВНЕШНИЙ ОБЛИК ДРЕВЕСИНЫ.

Все предельно просто. Обычной наждачной бумагой производим зачистку. Крупность зерна на свое усмотрение. Следующий шаг два слоя черной акриловой краски на заготовку. При помощи обычной свечи, все выдающиеся части мебели натираем. Затем окрашиваем в необходимый цвет. Когда краска довольно просохнет, необходимо соскрести свечной слой и появляется первый темный окрас. Дальнейшая и окончательная обработка лаком.

Лесобаза.рф. готова помочь Вам в процессе брашировки и предлагает свои услуги. Исполним все быстро, качественно, с профессионализмом и творческим подходом. Ждем звонков и заказов по указанным номерам телефонов. Будем рады, если наша статья оказалась Вам полезной. Удачи в начинаниях.

Если в качестве посуды, то можно вощение проводить только теми средствами, которые экологически безопасны. Например, натуральный пчелиный воск.

Для того чтобы любой воск равномерно был нанесен на поверхность, её вначале нужно обработать пропиткой. Она создаст дополнительную защиту верхнему деревянному слою и не даст воску впитаться.

Самые простые пропитки – растительные масла. Пропитку можно наносить в несколько слоев, после полного высыхания, а также последующего ошкуривания каждого предыдущего. Далее, изделие покрывают заводской мастикой или самостоятельно сделанным восковым раствором. То и другое должно быть разогрето до определенной температуры (для разных сортов воска она своя, но в среднем 82 – 91° C.

Воск может быть разбавлен маслом (используется для пищевых изделий), скипидаром, канифолью и каким-либо красителем. Разогретый и подготовленный раствор наносится ватным диском или кисточкой сначала вдоль волокон, а при следующем нанесении поперек. Чем ровнее будет выполнено вощение, тем более красивым будет изделие.

Процесс недорогой и несложный. При соблюдении технологии даёт возможность улучшить внешний вид дерева, продлевает срок его службы. Кстати, вощение не проводится по окрашенной древесине. Там своя технология и методы работы.

Протрава — травление (глубокое морение) древесины выполняется отдельно для каждой детали до соединения их в одно целое. Может использоваться гнет. После выдерживания древесины в краске, детали подвешивают для того чтобы стекла лишняя жидкость. Всё это можно выполнить даже в домашних условиях. Нужно только обеспечить проветривание. Чаще всего используют морилку натуральных цветов или бейцы.

Бейцевая морилка

Протрава бейцами тонирует поверхность древесины. Эта коричневая морилка может быть:

  • на водной основе. Подходит для мелкопористой древесины;
  • восковая. Используется для протравки сосновых сортов;
  • гидрокомпанентная. Она применяется для распыления;
  • комбинированная. Одновременно водная и также на основе растворителя;
  • водно-щелочная. Используется для промасленных поверхностей.

Покрывать морилкой изделия довольно просто даже в домашних условиях, причем качество должно быть таким же, как при морении на мебельной фабрике. Цвет дерева получается равномерным, насыщенным. Процесс нетрудоемкий и недорогой.

Патинирование в декорировании — это имитация затемнения поверхности, которая в естественном виде выглядит как изменения цвета после длительного периода времени и частого контакта с руками. Патина бывает темной, цветной, металлической, белой (лайминг). 

Патинирующий состав наносят на грани, углы предмета или наоборот, в углубления рельефных частей. Существует несколько видов патинирования.

1. Битумная патина

На поверхность наносится битумный лак и тут же стираются  излишки. Лак остается только в углублениях, затеняя поверхность. Закрепляется шеллачным лаком.

Видео-урок о применении битумного лака.

2. Патина на основе акрила

Сильно разведенная водой акриловая краска проливается в углубления рельефа, а излишки стираются чистой тканью. 

Мини-мастер-класс в блоге: патинирование акриловыми красками.

3. Химическая патина

На краску с мелкодисперсными частицами металла наносится специальный окислитель, который заставляет металлическую поверхность постареть (окислиться) в течение нескольких минут.

4. Шеллачный лак

Как обработать дерево: 5 способов   репортаж с мастер-класса

Шеллачный лак придает поверхностям теплый светло-желтый оттенок или красно-оранжевый оттенок. Широко применяется в деревообработке, для подчеркивания текстуры дерева, используется как защитный и покрывной.

5. Восковая патина

Растирается по поверхности и тонирует выбранные участки. Сохнет значительное время. Придает поверхности мягкий шелковистый отблеск. 

Более подробная статья о методах патинирования

Поверхность обрабатывают металлическими щетками, выбирая верхние мягкие волокна, оставляя только твердые.  

• сосны;

• лиственницы;

• дуба;

• ясеня.

• тика;

• клена;

• вишни;

• бука;

• груши.

Выполняется он с помощью либо открытого огня, либо, что гораздо удобнее, с помощью паяльной лампы или газовой горелки. Направляя пламя на поверхность дерева, можно добиться различного оттенка древесины – от светло-золотистого до черного. Цвет зависит от начального цвета древесины и от количества проходов огнем.

Как обработать дерево: 5 способов   репортаж с мастер-класса

  Еще способ – обжиг в горячем песке 

Мелкий чистый песок насыпают в металлическую емкость и нагревают до температуры не выше 200 градусов С. В горячий песок положить заготовленные для обжига изделия и выдерживать там, пока они не потемнеют. Если тон отдельных деталей изделия должен светлеть постепенно, то эти детали погружают в песок вертикально.

Обработанную щётками и огнем поверхность можно затонировать, применяя метод лессировки или сухой кисти, добавить изображения техникой декупажа или добавить цвета набрызгом.

Лессировка

Лессировка — это живописная техника, при которой нижний слой красочного слоя просвечивает через верхний полупрозрачный. Техника широко используется не только в живописи, но и в оформлении интерьеров, в том числе она применима к покраске предметов. Техника позволяет получать глубокие переливчатые цвета за счет полупрозрачности лессировочных слоев.

Для лессировки подходят различные краски и красящие составы: акварельные, масляные, акриловые краски, крепко заваренный чай. Удобно использовать раствор акриловых красок. Широкая палитра позволяет получить нужный цвет. 

Краски легко перемешиваются между собой, разводятся водой или разбавителем акриловых красок до нужной консистенции, быстро высыхают после нанесения, после устойчивы к влаге и механическим воздействиям и применять их можно по любой поверхности. 

Как обработать дерево: 5 способов   репортаж с мастер-класса

Технологический процесс: синтетической кистью или губкой наносим раствор на подготовленную поверхность, ждем высыхания и оцениваем полученный результат. Лессировка не дает полностью закрасить структуру основы или уже нанесенное ранее изображение, она лишь задает тональность. Для усиления эффекта можно нанести повторный слой лессировочной краски и тогда интенсивность цвета усилится.

Если нанести несколько полупрозрачных слоев краски разного цвета, в результате получим различные оттенки, просвечивающие друг через друга.

Набрызг

Набрызг — капельки-брызги на поверхности декорируемого изделия, которые создают образ вещи прошедшей через время, отражают историю ее применения. 

Художественно запачканная вещь таким простым способом получает неповторимое визуальное очарование и приятный при тактильном восприятии рельеф. Это все очень важно, поскольку предметы, выбранные для декорирования, оформляются для любимого дома и для дорогих сердцу людей.

Сам процесс очень занимателен. Перед тем как приступить, нужно подготовить рабочее место. Например, застелить поверхность газетой или тканью. Из инструментов понадобиться зубная щетка или жесткая кисть. Из материалов: краски и вода в стаканчике.  

Кисточку смачиваем водой и набираем на нее небольшое количество краски. Пробуем ногтем или зубочисткой запускать капли на пока еще пробную поверхность образца, просто проводя инструментом по щетине. 

С широкой кисти можно просто стряхивать капли или постучать кисточкой по руке, тогда мелкие цветные капельки срываются с кисти и летят вниз. Определившись с процессом нанесения, пришло время колдовать. 

Набрызг — это последняя операция перед лакировкой. Капли же, нанесенные поверх лака, будут отличаются от общей глянцевости поверхности предмета, этот эффект внесет дополнительный эффект разрыва во времени.

Кракле

Кракле — техника искусственного состаривания, создание трещин в красочном или лаковом слое. 

Совет. Вместо воды используйте специальный разбавитель – он позволит краске сохранить густоту и насыщенность цвета, рисунок получится прозрачным, но более четким.

Как сделать браширование, морение, вощение и патинирование дерева (текстурирование)

Если вы решили применить спирторастворимые красители, имейте в виду следующее:

  • Растворяйте их только в денатурированном этиловом спирте. Не используйте изопропиловый спирт. Не нагревайте этот огнеопасный раствор.
  • Наносите красящий спиртовой раствор методом распыления, чтобы избежать полос из-за быстрого испарения спирта. Используйте распылитель с нагнетанием воздуха от компрессора, а не электрический пульверизатор. Для тонирования небольших изделий можно применить ручной пульверизатор с резиновой грушей.
  • Для тонирования сосновой древесины, наиболее склонной к появлению пятен, рекомендуется смешивать красящий спиртовой раствор с шеллаком и наносить такой тонер на поверхность методом распыления. Растворенный шеллак не впитывается в древесину, а образует на ее поверхности тонкую пленку.
Предлагаем ознакомиться  Какие деревья и кустарники посадить перед домом

Шебби-шик

Техника «шебби-шик» имитирует слои облупившейся краски, словно у вещи было множество владельцев, каждый из которых перекрашивал ее согласно своему вкусу. Чтобы добиться такого эффекта за 10 минут, а не за десятилетия, рассказал Михиал, нужно использовать парафин. Он наносится на первый слой краски в тех местах, где должны быть потертости. После этого второй слой краски на этих местах будет легко сниматься наждачно бумагой. Повторять прием можно необходимое количество раз.

Совет. При использовании парафина финальным штрихом должно стать вощение готовой вещи. Если вместо парафина использовано мыло, заканчивать работу нужно покрытием поверхности матовым акриловым лаком (глянцевый будет неуместен на состаренной вещи).

Потертости

Выступающие части вещей со временем становятся светлее, а в углублениях, наоборот, появляется темный налет. Чтобы имитировать первый эффект, можно взять простую наждачку и ошкурить тонированное или протравленное дерево, для второго же можно использовать темно-бурый битумный лак. Он наносится на вещь на 3-4 часа, затем излишки стирают смоченной в воде или уайт-спирите тряпкой. Важно помнить, что битумный лак не застывает самостоятельно, так что такую вещь в финале необходимо покрыть шеллаком.

Совет. Имитировать испачканную поверхность можно с помощью масляной краски, нанося ее на вещь промакивающими движениями с помощью губки. Только не используйте для этого черный пигмент: он намертво въедается в материал, и его излишки очень сложно удалить.

Инструмент для браширования

Использование в отделке мебели и помещений состаренных деревянных деталей — хорошо известный приём, но от этого не менее актуальный и сегодня. Один из способов создания такого визуального эффекта — браширование, производимое специальными щётками на станках или вручную.

Как обработать дерево: 5 способов   репортаж с мастер-класса

Деревообработчикам-профессионалам термин «браширование» знаком давно.

Приём используется наряду со шлифованием и острожкой. Таким способом с поверхности удаляют мелкие дефекты в виде торчащих волокон, дающих неприятную глазу шероховатость, но при этом проявляется крупный упорядоченный рельеф (узор волокон).

На деталях, состарившихся естественным образом, он проступает из-за неравномерного усыхания и истирания летних (мягких) и зимних (твёрдых) слоев дерева. В случае браширования процесс эрозии ускоряется за счёт механической обработки.

Используемые для этого щётки неодинаковы и могут иметь разное назначение в зависимости от материала ворса (металл или полимер-абразив), его жёсткости и формы (прямой или в жгутиках).

Поскольку процесс декорирования – творческий, никаких общих рекомендаций по выбору оснастки не существует: у каждого мастера свой секрет, важны лишь возможность выбора инструмента и доступность его цены.

В случае эпизодического использования и/или небольших объёмов (до 10 м 2 поверхности) целесообразно приобрести ручной электроинструмент, его производят под несколькими профессиональными марками. При этом нужно помнить, что более интенсивное использование такого оборудования экономически нецелесообразно: велики трудозатраты, оснастка часто требует замены. Немаловажно и то, в чьи руки попадёт инструмент – абы кому такую работу не доверишь.

При наличии стабильных объёмов гораздо выгоднее эксплуатировать станки: они нивелируют «человеческий фактор», обладают высокой производительностью и укомплектованы долговечными щётками (ресурс – от 1 000 м 2 ). До недавнего времени существенной преградой была их высокая стоимость, ведь моделей профессионального класса попросту не было, предлагалось только промышленное оборудование для крупных цехов.

Переналадка

Комплект для браширования, поставляемый в качестве опции, состоит из вала и сменных щёток. Вал ставят вместо барабана, что занимает около получаса. Дальнейшая установка и замена щёток производится за считаные минуты.

1-2.Отвинтите крепления опоры с подшипником вала. Снимите защитный кожух и ослабьте винты соединительной муфты привода.

3.Снимите опору вместе с барабаном. Отвинтите крепления обоймы подшипника, снимите с вала подшипник вместе с обоймой, используйте для этого съёмник.

4. Обойму подшипника с валом закрепите на опоре. Установите щётку, соблюдая при первой установке направление вращения (указано стрелкой).

5. В дальнейшем периодически меняйте направление вращения для равномерного износа (используйте для фиксации дублирующие крепления, расположенные симметрично).

6. Затяните муфту привода.

7. Установите опору, прижимные валы и задний кожух.

На заметку: СТАНОК ДЛЯ БРАШИРОВАНИЯ

Назначение станка в базовой комплектации — барабанное шлифование с автоподачей заготовки на транспортёре. Расходным материалом является абразивная лента, её можно купить в виде готовых полос или нарезать из листа. Намотка и фиксация в специальных зажимах с автоподтяжкой довольно просты, при этом плотность прилегания сохраняется по мере износа и вытягивания.

Шлифовальный узел расположен консольно — широкую заготовку реально обработать с двух сторон. Транспортёрный механизм — с регулируемой скоростью подачи. Высота барабана относительно вала меняется при вращении маховика.

В зависимости от зернистости ленты можно проводить разные работы — от калибровки до финишной шлифовки, а с использованием опционного комплекта — выполнять браширование.

Кроме «штатного» шлифовального барабана станок можно оснастить щетками: с кордовым стальным латунированным ворсом, с кордовым стальным латунированным ворсом, свитым в жгуты, и набор щёток с полимер-абразивным ворсом. Щётки с полимер-абразивным ворсом предлагаются в нескольких разновидностях, различающихся зернистостью абразива (Р46, Р60, Р80, Р120). Щётки поставляются отдельно.

Имитация металлической поверхности

В художественных магазинах краску металлик и «контуры» для нанесения рельефного рисунка найти легко, но этого мало для того, чтобы создать иллюзию металлической поверхности. Михаил поделился с участниками мастер-класса хитростью: завершающим штрихом должно стать нанесение патины. Для этого акриловая краска необходимого цвета (синяя – для золота, зеленоватая – для меди) разводится в воде, и вещь просто обливается этим раствором. Жидкость задерживается вокруг контура и, высохнув, оставляет следы «окисления» на «металлической» вещи.

Совет: чтобы сделать имитацию черненого серебра, покрасьте вещь в черный цвет, затем с помощью трафарета и шпатлевки или загущенной мелом краски нанесите узор, покрасьте его в темный цвет фона и, после того, как все высохло, пройдитесь по поверхности сухой кистью с серебряной или перламутровой краской. Она задержится только на выпуклых поверхностях, создав эффект старого металла.

Это единственный способ декорирования дерева, для которого участникам мастер-класса понадобился специальный инструмент – резиновый шпатель с прожилками. Благодаря своему рисунку он может стирать часть нанесенного на вещь густого слоя краски так, что узор будет имитировать структуру древесины. Рисунок будет уникальным в зависимости то того, как мастер наклоняет шпатель во время работы.

Совет. Вести шпатель нужно одним равномерным, уверенным движением. Малейший рывок будет заметен и испортит рисунок.

«Я в восторге, все очень понравилось: интересно и информативно. Я хотела оформить дом в стиле шебби-шик, и теперь знаю, как это сделать!», - призналась нам одна из участниц мастер-класса, Гульшат. Остальные тоже не остались разочарованными: встреча действительно получилась продуктивной и очень душевной.

Следующим событием проекта «Квартблог Лайв» станет лекция дизайнера Ольги Розет «Использование цвета в декорировании интерьера». Мы приглашаем на нее всех, кто хочет научиться создавать гармоничные интерьерные решения, используя знания о природе цвета и профессиональные инструменты работы с ним. Подробнее о событии вы можете узнать здесь.

Творческого вам настроения и до новых встреч!

Дайджест Квартблога

Как правильно сочетать разные фактуры в интерьере - Сочетание разных фактур в интерьере — это искусство. Немного о том, как его познать и на что ориентироваться при выборе материалов Квартблогу рассказал дизайнер интерьеров.

Лес в доме - Мебель и декор из дерева в его первозданном виде: годичные кольца, грубые срубы и эко-стиль.

Выставка Wood Works 3: стильные предметы из дерева от русских мастеров - Увлекательное интервью с организатором выставки Wood Works 3.

Деревянное производство: льняное масло, бензопила и верность традициям - Мы побывали в гостях на производстве у марки FUGA и узнали, как традиционная мастерская превратилась в производство, работающее на европейский рынок.

25 идей декора из кусочков дерева - Чудесный декор из деревянных дощечек, спилов, срубов, щепок и прочих кусочков.

Состаривание, текстурирование древесины — сделать работу своими руками или доверить специалистам?

1. Битумная патина

Как обработать дерево: 5 способов   репортаж с мастер-класса

4. Шеллачный лак

5. Восковая патина

Узорчатые переливы кленовой и березовой древесины, а также деревьев других пород будут казаться глубже и блеснут красивыми оттенками, если вы выберете именно этот способ отделки. Вот что нужно знать для достижения успеха в деле выявления текстуры древесины.

Те из вас кто много лет с успехом использует готовые морилки скорее всего удивятся: «Зачем же нужно применять красители? Да кому они нужны?». Только не торопитесь с выводами. В сравнении с пигментными морилками, которые чаще всего можно найти в продаже, красители позволяют получить более чистые цвета, лучше подчеркивающие натуральный блеск древесины.

Разница будет заметней, если при помощи красителей тонировать плотную древесину, плохо переносящую обычную морилку, или узорчатую древесину, например, волнистого клена. Морилка, как правило, сделает рисунок древесины немного замутненным, а краситель придаст впечатляющую глубину и насыщенность. Эти различия хорошо заметны на рисунке ниже.

Тонирование волнистого клена

Морилки и красители по-разному воздействуют на внешний вид древесины, так как окрашивают ее разными способами. Пигментная морилка только частично проникает в древесину, окрашивающий эффект создают крошечные пигментные частицы, оседающие в мельчайших трещинах и порах. Если древесина имеет гладкую и твердую поверхность (например, клен), то пигментным частицам просто негде удерживаться.

Морилки в виде геля, обладающие густой консистенцией, формируют на поверхности пленку, но также не проникают глубоко в древесину. Они предотвращают появление пятен, но скрывают рисунок волокон. В отличие от них, красители, будучи полностью растворенными, проникают вглубь вместе с растворителем и изменяют цвет клеток древесины (из-за этих свойств красители иногда ошибочно называют протравами).

Как обработать дерево: 5 способов   репортаж с мастер-класса

Красители продаются в виде жидкости или порошка, и любой краситель можно растворить в одном или нескольких растворителях: воде, денатурированном спирте или масле (толуоле или скипидаре). Впервые приступая к работе с красителями, покупайте водорастворимый концентрат или порошок, который отличается простотой применения, хорошими проникающими свойствами и неплохой стойкостью к выцветанию.

Независимо от способа тонирования, торцевые волокна всегда представляют проблему, так как впитывают больше красителя или пигмента, становясь темнее поверхностей, образованных продольными волокнами. Для получения более равномерного цвета попробуйте воспользоваться одним из двух описанных ниже методов.

В большинстве случаев мы предпочитаем так работать с водорастворимыми красителями. Когда проект или его части готовы к отделке, шлифуем древесину, как обычно, и протираем мокрой тряпкой, чтобы поднять так называемый ворс. Просушиваем в течение суток, а затем слегка шлифуем наждачной бумагой зернистостью 320 единиц. Удалив ворс, мы предотвращаем его поднятие после нанесения красящего раствора. Затем разводим краситель, как показано на фото.

Предлагаем ознакомиться  Тенелюбивые растения для сада многолетние неприхотливые

Вскипятите воду, дайте ей остыть в течение минуты и добавьте порошок красителя для получения концентрации 30 г/л. Пусть раствор остынет до комнатной температуры

Тщательно перемешайте раствор и процедите его через бумажный фильтр или капроновый чулок, чтобы избавиться от нерастворенных частиц порошка

Пользуясь стеклянной или пластиковой посудой, готовим такое количество раствора, чтобы его хватило на всю работу и не пришлось заново добиваться нужного цвета, замешивая вторую порцию. Проверяем результат на обрезках такой же древесины, из которой изготовлены детали проекта. С помощью обычной губки наносим водный раствор красителя на древесину, размазывая его в любом направлении, стараясь побыстрее покрыть равномерно всю поверхность, чтобы избежать появления пятен и полос при перекрытии уже подсохших мест.

Не следует допускать также пропусков и потеков. Обрабатываем за один раз все стороны готового изделия. Чтобы было удобнее работать с относительно небольшими предметами, по возможности делим большой проект на несколько составных частей или тонируем все детали до сборки. Нанеся раствор на всю поверхность, нужно немедленно стереть излишки мягкой тканью.

Тонирование древесины

Как обработать дерево: 5 способов   репортаж с мастер-класса

Если цвет выглядит темнее запланированного, лучше сразу же осветлить его. В некоторых случаях, когда результат слишком далек от ваших ожиданий, есть возможность вернуться к стартовой точке. Смойте большую часть красителя водой, а затем удалите остальное с помощью обычного бытового хлорсодержащего отбеливателя. Если хотите сделать древесину темнее, еще раз нанесите тот же или более насыщенный красящий раствор.

Удаление излишков состава гарантирует равномерность окрашивания. Если вы наносили раствор губкой, отожмите ее и снова пройдитесь ею по поверхности

Мокрой тканью можно осветлить поверхность, даже если краситель уже высох, но вы быстрее добьетесь нужного результата, если древесина еще влажная

Освоив приемы работы с красителями и научившись подбирать нужный цвет, начните экспериментировать с цветовой палитрой. Просушив поверхность, добавьте краситель другого цвета, чтобы получить смесь двух красок. Например, добавьте красный краситель, чтобы сделать основной тон более теплым, или синий — для получения холодного оттенка.

Поверх красителя можно нанести любое покрытие, но будьте осторожны, если решите использовать состав на водной основе. При нанесении водного лака кистью поверх водорастворимого красителя последний может вновь раствориться и смешаться с лаком, делая его мутным. Аэрозольное нанесение поможет избежать этой проблемы.

Сохранить текстуру дерева можно придав ему определенный оттенок. Это делается различными красками, в том числе и морилкой. Более светлые породы дерева легче поддаются тонированию также как твердые сорта.

Для того чтобы краска распределена была равномерно, нужно:

  • отшлифовать дерево;
  • смочить его;
  • снять ворс;
  • обезжирить.

Натуральная древесина смотрится лучше, чем та, которая была тонирована. Исключение покрытие морилкой.

Очистка и окраска древесины

Завершающим этапом работы с деревянными изделиями всегда являются его окончательная очистка и окраска. Без этих процедур дерево быстро впитывает влагу и даже может поменять свою форму. Производители выпускают красители разных цветов, подходящие как для внутренних, так и для внешних работ. Соблюдение рекомендаций позволит значительно улучшить эксплуатационные характеристики очищенной и окрашенной древесины.

Дерево можно красить для декорирования, защиты его, в том числе от вредителей. Принципы окраски в обоих случаях схожи, способы выполнения так же.

Для внутренних и наружных работ используются разные краски и подготовительные средства. Дерево не назовешь капризным материалом.

Тем не менее его окраска требует соблюдения некоторых условий:

  • Очищенное дерево нужно пропитать антисептическим раствором.
  • Исключить контакт с ярким солнцем.
  • Выполнять покраску в сухом помещении с нормальной или пониженной влажностью.

Покраска может быть малярная (это значит, что имеющиеся трещины и выбоины в дереве нужно зашпаклевать) или чистовая (декоративная). Часто при декоративной обработке краска не используется, а применяется только масло.

Масляная покраска

Масло в качестве защитного слоя способно оставить первозданный цвет дерева, не давая ему со временем темнеть, четко выделить его структуру и защитить от разрушающего воздействия солнца, воды и воздуха.

Перед тем, как наносить масло, необходимо тщательно зашкурить поверхность наждачной бумагой, нанести антисептические средства, дать нужное время для полного их высыхания. А затем начать процесс окраски.

Для этого можно использовать:

  • специальный масляный распылитель. Нужно распылять масло равномерно, не оставляя на поверхности древесины необработанных участков;
  • густую кисточку. Ею необходимо равномерно наносить масло. Важно, чтобы не оставались волосинки от кисточки;
  • мягкую тряпочку или губку. Масло нужно разлить маленькими порциями и равномерно размазывать его по поверхности.

Перед покрытием древесины маслом, его можно смешать с небольшим количеством лака. Это придаст поверхности больше блеска. Возможен вариант, когда после масла, делается покраска.

Важность проведения процедуры

Как обработать дерево: 5 способов   репортаж с мастер-класса

Итак, два последних этапа работы с деревом — это очистка и окраска. Первоначально деревянная заготовка должна быть тщательно очищена от мусора, пыли, стружек, жира и любого другого вида грязи.

Применяемые для этого способы следующие:

  • Механический. Любой видимый налет может быть убран щеткой, в том числе жесткой. В последнем случае происходит выскабливание поверхности.
  • Химический. Те деревянные изделия, которые уже окрашены или покрыты лаком можно протереть мыльным раствором. А жирный слой убирается средствами, которые содержат спирт. Обработка же против плесени проходит при помощи фунгицидных растворов.

При соприкосновении даже с отлично ошкуренным, но неокрашенным и нелакированным деревом для человека будет высокая вероятность получения занозы, разрыва одежды. Необработанные изделия быстрее пачкаются, ломаются, подвергаются воздействию грибков, плесени и других бактерий и становятся непригодными к эксплуатации.

Обжиг древесины

Структурирование позволяет подчеркнуть природную красоту древесины. Основное условие – дерево должно быть невысокой плотности, с хорошо выраженными годичными кольцами. После сушки и зачистки, можно проводить его обжиг.

Он выполняется специальной газовой горелкой. Её нужно держать под углом в 45 °, не задерживаясь на одном месте. После обжига, поверхность можно зачистить жёсткой щеткой. Работать строго по расположению волокон.

Процесс не требует никаких затрат, проходит быстро. Внешний вид изделия становится оригинальным.

Отбеливание древесины

Отбеливание древесины – это процесс окисления тех веществ, которые придают ей естественную окраску. Этот процесс может быть проведен перед сборкой нового изделия, а также через годы его эксплуатации. Цель – изменение окраски, ликвидация дефектов, сглаживание рисунка. Всё это приводит в тому, что отбеливание улучшает декоративные свойства дерева, а также продлевает срок его службы.

Процесс, который изменяет цвет дерева в более светлый, может быть проведен в несколько этапов. Но даже после того, как деревянное изделие станет абсолютно белым, отбеливание затронет только внешние слои древесины. Таким образом, белый цвет будет на глубине в несколько миллиметров и через этот светлый слой можно видеть более темную сердцевину.

Чем же можно отбелить древесину? Традиционно для ее осветления используются готовые составы и средства для отбеливания. Вполне просто сделать их самостоятельно. Отбеливатели делятся на те, что содержат хлорную известь, гипохлорит натрия или диоксид хлора, и те, что имеют в своем составе аммиак, перекись водорода, щавелевую либо другую не хлорную кислоту.

Отбеливатель разливают на очищенную поверхность дерева, стараются наносить его равномерным слоем. Это нужно для того, чтобы готовое изделие было одного окраса. После нанесения должно пройти некоторое время для полного впитывания раствора. Потом можно будет ещё раз повторить процедуру.

Этот процесс достаточно простой, не требующий больших финансовых затрат. После обесцвечивания дерево можно вскрыть лаком или легко выкрасить в любой другой, даже радикальный, цвет. Несложно состарить его до приобретения необходимой фактуры. Кроме того, такую древесину можно использовать для дальнейшего гнутья и склеивания.

«Сухая кисть»

Сухая кисть — прием, позаимствованный декораторами у художников-живописцев. И если в живописи этим методом создают изображение, то в практическом декоре это отличный способ состарить предмет, добавить ему прожитых лет. 

Суть техники: на плоскую синтетическую кисть набирается немного краски, излишки вытираются, это делается на бумаге (палитре, тряпице) до тех пор, пока каждый волос кисточки не будет давать отдельную линию. 

И теперь легкими движениями, слегка касаясь предмета, «пачкаем» его, уделяя основное внимание выступающим частям: ребрам, выпуклому узору и т. д.

Таким образом подчеркивается рельеф и имитируются потертости. 

Действие различных протрав на разные породы древесины

Медный 
купорос, 
1%
Железный 
купорос, 
4-5%
Железный 
купорос, 
1%
Цинковый 
купорос, 
2,5%
Калиевый 
хромпик, 
3%
Калиевый 
хромпик, 
5%
Дуб, ива   Коричневый    Иссиня-черный Сиреневато-серый Красно-коричневый Светло-коричневый   Тёмно-коричневый
Орех   Коричневый Иссиня-черный Сиреневато-серый Красно-коричневый Коричневый Тёмно-коричневый
Бук

-

Черный Сиреневато-серый Красно-коричневый Светло-коричневый   Тёмно-коричневый
Клён

-

Тёмно-серый Светлый сиреневато-серый  

-

Желто-коричневый Желтовато-золотистый
Берёза  

-

Тёмно-серый Светлый сиреневато-серый   Тёмно-красный Зеленовато-желтый Желтовато-золотистый
Осина

-

Тёмный серебристо-серый   Серебристо-серый

-

-

-

Липа

-

Светло-коричневый   Розовый Тёмно-красный

-

-

Красное дерево

-

Черный Серо-фиолетовый

-

Красновато-коричневый тёмный Тёмно-коричневый
 
Сернокислый
марганец, 
2,5%
Хлористый 
кальций, 
1%
Английская 
соль, 
2%
Хлорное 
железо, 
1%
Хлорная 
медь, 
1%
Калиевый 
хромпик и 
железный 
купорос 
(по 1,5%)
Дуб, ива   Тёмно-коричневый Красно-коричневый Коричневый Синевато-серый Светло-коричневый Оливково-коричневый
Орех   Тёмно-коричневый Красно-коричневый Коричневый Тёмно-синий Потемнение

-

Бук Тёмно-коричневый Красно-коричневый Коричневый Серый

-

Оливково-коричневый
Клён

-

-

-

Серо-коричневый

-

-

Берёза   Коричневый Кофейный Фиолетовый

-

-

Оливковый
Осина

-

-

-

-

-

-

Липа Коричневый Кофейный Фиолетовый

-

-

-

Красное дерево

-

-

-

Серо-фиолетовый Потемнение

-

Порой время приходит в образе жучка-древоточца. Чтобы сымитировать подобные повреждения, оставленные насекомым, мастера пользуются шилом, сверлом и даже лазером. Таким же способом наносятся небольшие повреждения — сколы или потертости подобные тем, которые поверхности получают десятилетиями.

Еще один способ нанесение благородного ущерба — положить в тряпочку гайки, болтики и избить этим мешочком предмет. И далее художественно облагораживать до необходимого результата. 

Имитация прошедших десятилетий, техники и приемы состаривания в сочетании химической и механической обработки, дают отличные декоративные результаты.

Для практического декорирования большую часть в арсенале материалов заслуженно занимают составы на акриловой основе. Их удобно использовать в работе: почти без запаха, разбавляются водой, легко смываются с инструментов. Имеют разнообразные эффекты (имитация металлов, масляных красок, матовой темперы) и различные текстуры. Цветовая гамма может вдохновить на переделку, даже если она и не затевалась. Они прочны, устойчивы к воде и к воздействию солнечного света.

Себилькова Анна

, ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector